Готуємося до олімпіади
Завдання
І етапу олімпіади з російської мови та літератури
8 клас
І етапу олімпіади з російської мови та літератури
8 клас
Задание 1. Напишите сочинение на одну из тем:
- «Литература – «ученик жизни». Литература – самовыражение художника. Литература – игра…» Какая позиція вам ближе и почему?
- «Перед выбором пути: что важнее – престиж или призвание?»
( 12 баллов)
- «Литература – «ученик жизни». Литература – самовыражение художника. Литература – игра…» Какая позиція вам ближе и почему?
- «Перед выбором пути: что важнее – престиж или призвание?»
( 12 баллов)
Задание 2. Соотнесите
названия литературных произведений с их авторами.
1
«Алые паруса»
|
а)
Симонов
|
|
2
«Жди меня»
|
б)
Гоголь
|
|
3
«Хамелеон»
|
в)
Грин
|
|
4
«Ночь перед Рождеством»
|
г)
Чехов ( 4 балла)
|
Задание
3. Узнайте
произведения по их началу. Назовите авторов.
а) «Лонгрен, матрос "Ориона", крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу».
б) «Роняет лес багряный свой
убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…»
в) «Через базарную площадь идет полицейский
надзиратель Очумелов...».
( 3 балла)
( 3 балла)
Задание
4. Какой
ряд состоит только из словосочетаний?
а)
наш край, бить баклуши, строительство
дворца;
б)
мы приехали, в окне, очень интересный;
|
(2 балла)
Задание
5. Перепишите,
вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
В
стороне от мощ... (н,нн)ой булыжником улицы, под сенью груш...вых и алыч...вых
деревьев, находилось (не)большое кафе «Пч...лка», где посетителям предл...жили
салат из к...рниш...нов, харч..., печ...нку с туш...(н,нн)ой картошкой, копч...
(н,нн)ости и борж...ми.
( 8 баллов)
( 8 баллов)
Задание
6. Составьте
диалог с использованием неполных предложений.
( 6 баллов)
( 6 баллов)
( 35 баллов)
Завдання
І етапу олімпіади з російської мови та літератури
9 клас
І етапу олімпіади з російської мови та літератури
9 клас
Задание 1. Составьте письменный
комментарий стихотворения А. С. Пушкина
«К морю», обращая внимание на
такие вопросы:
1) Каким настроением проникнуто стихотворение?
2) Прокомментируйте образ моря, символом чего оно является?
3) Определите тему, основную мысль.
4) Назовите средства художественной выразительности (с примерами), раскройте их роль.
1) Каким настроением проникнуто стихотворение?
2) Прокомментируйте образ моря, символом чего оно является?
3) Определите тему, основную мысль.
4) Назовите средства художественной выразительности (с примерами), раскройте их роль.
Прощай, свободная
стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот
заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел
желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои
отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус
рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
(15 баллов)
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
(15 баллов)
Задание 2. Составьте кроссворд на одну из тем:
«Русские писатели», «Герои русской литературы», «Литературные жанры».
(12 баллов)
(12 баллов)
Задание 3. Определите род имен существительных, запишите слова в
соответствующие колонки.
Неделя,
ветошь, бра, протеже, алоэ, визави, сирота, подмастерье, кофе, неряха, крупье,
ханжа, плакса, мозоль, колибри, эсперанто.
(3 балла)
(3 балла)
Задание
4. Составьте
словосочетания с синонимичными словами, требующими разных падежей зависимого
слова.
Уделять
внимание ... – обращать внимание ... (учеба); отзыв ... – рецензия ... (статья); предупредить друга ... – предостеречь друга ... (опасность); идентичный ... – сходный ... (оригинал).
(5 баллов)
Задание
5. Какова
разница в значении слов-паронимов злой –
злостный, невежа – невежда, понятный – понятливый? Введите их в
словосочетания.
(3 балла)
Задание
6. Вкаком
слове ударение на первом слоге?
Щавель,
столяр, форзац, корысть. (2 балла)
(40 баллов)
Завдання
І етапу олімпіади з російської мови та
літератури
10 клас
10 клас
Задание 1. Определите, из какого
произведения взят отрывок, кто автор и как зовут героя.
1) «Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький…»
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен…»
2) «Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива…»
3) «Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника». (3 балла)
Задание 2. Охарактеризуйте
литературное направление РЕАЛИЗМ.
1. Что означает в переводе.
2. Когда был окончательно сформирован.
3. В каких странах был популярен.
4. Представители.
5. Его особенности. (10 баллов)
1. Что означает в переводе.
2. Когда был окончательно сформирован.
3. В каких странах был популярен.
4. Представители.
5. Его особенности. (10 баллов)
Задание 3. Напишите
сочинение, в котором вы или поддержите точку зрения автора или опровергнете ее.
В
чем разница между поэзией и прозой? И есть ли она? Поэты оспаривают привилегию
составлять особую художественную ценность. Но для меня ясно: между поэзией и
художественной прозой не никакой разницы. Это – одно.
(12 баллов)
(12 баллов)
Задание
4. Подберите
синонимичные фразеологические обороты к фразеологизмам с гулькин нос, во всю прыть, пруд пруди, в тот же миг.
(3 балла)
(3 балла)
Задание
5. Переведите
текст на русский язык
Рожі
У склянці,
тонко різаній, прозорій, наповненій до самого краю свіжою водою, стояли вони...
Темно-червона, оточена листками, що недбало звисали, горіла пурпурово. Зараз коло неї, мов під охороною маленьких, трохи
твердуватих, темно-зелених листків, тулилася блідо-рожева рожа, що тільки
наполовину розцвілася... Крайні пелюстки її були напоєні темно-рожевою фарбою,
а середні тільки ніби зачервонілися від рожевого подиху...
Коло них стояла
біла. Обтулена свіжими зеленими листками, вона сіяла чистотою і пахла так чудово, що зелені листки, стримуючи свій подих, в
забутті пили її солодощі (О. Кобилянська). (5 баллов)
Задание 6. Расскажите,
выбрав одну из тем, в образной, занимательной форме
а) об отличиях простых и сложных
предложений друг от друга;
б) о роли прописных букв;
в) о переходе слов из одной части речи в
другую. (5 баллов)
(38 баллов)
Завдання
І етапу олімпіади з російської мови та
літератури
11 клас
11 клас
Задание 1. По
характерным признакам определите литературное направление.
1) Модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание конкретного образа, перекличка с минувшими литературными эпохами.
2) Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, выражающее массовое настроение толпы, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее.
3) Авангардистское течение представители которого создавали коллажи из кусков обоев, организовывали скандальные литературные вечера.
(3 балла)
Задание 2. Дайте
аргументированный ответ на вопрос:
«Прав ли был Раскольников, который делил людей на «обычных» и «необычных» и давал последним право на неограниченную свободу? Не опасны ли такие взгляды?»
«Прав ли был Раскольников, который делил людей на «обычных» и «необычных» и давал последним право на неограниченную свободу? Не опасны ли такие взгляды?»
(5 баллов)
Задание
3. Напишите
сочинение на одну из тем:
«Я хочу рассказать вам…»;
«И много чар, и много песен…» (по поэзии серебряного века). (12 баллов)
«И много чар, и много песен…» (по поэзии серебряного века). (12 баллов)
Задание
4. Найдите
«четвертое лишнее» в каждом из рядов:
А а) списать б) сделать в) сдать г) сбить
Б а) подводы б) сани в) телеги г) машины
В а) запятая б) точка в) дефис г) тире
(3 балла)
Задание 5. Перепишите
текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие
знаки препинания
Что (бы) любить
и защищать родную культуру достаточно может быть родит...ся в своей стране,
среди своего народа и так сказать впитать нац...ональные чувства с молоком
матер...
Что (бы) любить и защищать родную
культуру другого народа нужно обл...дать самому высочайш...й и широчайш..й
культурой.
Что (бы) защищать
и сохр...нять свою культуру достаточно быть ру(с, сс)ким, грузином,
немц...м, итальянц...м, испанц...м.
Что (бы)
сохр...нять культуру другого народа надобно быть (н...) мен...ше чем человеком (В. Солоухин).
Аргументированно выскажите свое отношение к позиции писателя В. Солоухина.
(10 баллов)
(10 баллов)
Задание
6. Опишите
человека, которого можно охарактеризовать одним из фразеологизмов (по выбору):
·
тепличное
растение; • Фома неверующий; • волк в овечьей шкуре.
(5баллов)
(38 баллов)
(5баллов)
(38 баллов)
Нові завдання.
Завдання
з російської мови і літератури
8 клас
1. В
Индии живут индийцы, в Америке индейцы (это название тоже объяснимо,
если вспомнить о путешествии Колумба, открывшего Америку в поисках Индии). А
где живут индианки?
2. Какой
ряд состоит только из словосочетаний?
а) наш край, бить баклуши, строительство дворца;
б) мы приехали, в окне, очень интересный;
в) постоянное общение, сделал правильно,
книжная ярмарка.
3. Перепишите,
вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
В
стороне от мощ... (н,нн)ой булыжником улицы, под сенью груш...вых и алыч...вых
деревьев, находилось (не)большое кафе «Пч...лка», где посетителям предл...жили
салат из к...рниш...нов, харч..., печ...нку с туш...(н,нн)ой картошкой, копч...
(н,нн)ости и борж...ми.
4. Как
называют людей с одинаковыми
а) именами? б)
фамилиями? в) отчествами?
5. Аргументированно
ответьте на один из вопросов (по выбору).
· Какой урок я считаю интересным?
· Чем запомнились мне летние каникулы?
· Что значит «Делу время – потехе час»?
6. Соотнесите
названия литературных произведений с их авторами.
1 «Мцыри»
|
а) Беляев
|
|
2 «Человек-амфибия»
|
б) Гоголь
|
|
3 «Хамелеон»
|
в) Лермонтов
|
|
4 «Ночь перед Рождеством»
|
г) Чехов
|
7. Укажите
литературные источники «крылатых слов».
а) «Ты все пела?
Это дело! Так поди же, попляши!»
б) «Есть еще
порох в пороховницах».
в) «Да, были
люди в наше время...»
8. Узнайте
произведения по их началу. Назовите авторов.
а) «А
поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!»
б) «В одной из отдаленных улиц Москвы в сером
доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда
барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней».
в) «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов...».
9. Дайте
краткое определение литературоведческого термина композиция. Проиллюстрируйте ответ примером.
10. Выполните
комплексный анализ текста стихотворения Юрия Рыбчинского «Верность».
Гудок парохода, закончился август.
У девочки мальчик, прощаясь,
взял
адрес.
А писем все нет, хоть прошел уже год.
И все-таки девочка мальчика ждет.
А он даже имя забыл ее вскоре,
Которое помнят и скалы, и море,
И старый причал, и ночной небосвод.
И все-таки девочка мальчика ждет.
А он уже юноша и на «отлично»
Давно уже учится в вузе столичном:
То трудный экзамен, то сложный зачет.
И все-таки девочка мальчика ждет.
А мальчик давно уже
взрослый
мужчина,
Который имеет и дом, и машину,
Жену и собаку, и тыщу забот.
И все-таки девочка мальчика ждет.
А он постарел, стал совсем близоруким
От скучной науки, от бывшей супруги,
От жизни, похожей на злой анекдот.
И все-таки девочка мальчика ждет.
А он вдруг находит потерянный адрес,
А он уезжает в забытый тот август.
И утром встречает его пароход
Седая девчонка, что мальчика ждет.
8 клас
1. Объедините
слова добро, добропорядочный, задобрить,
доброжелатель, доброта, доброжелательный, доброжелательница, добропорядочность,
добрый, недобропорядочный в ряды, соблюдая последовательность
словообразования.
2. Почему
мы пишем объем, но побьем?
3. Какие
знаки препинания могут стоять в начале предложения? Ответ проиллюстрируйте
примерами.
4. Соедините
слова из обеих колонок в соответствующие фразеологизмы:
Объясните значение двух
фразеологизмов (по Вашему выбору).
5. Назовите
жанры произведений:
а) «Мцыри»
М.Ю. Лермонтова
б) «Волк и Ягненок»
И.А. Крылова
в) «Всадник без
головы» М. Рида
г) «Малахитовая
шкатулка» П.П. Бажова
д) «Лошадиная
фамилия» А.П. Чехова
е) «Береза»
С.А. Есенина
ж) «Огниво»
Г.Х. Андерсена
з) «Тарас
Бульба» Н.В. Гоголя
6. В
каких произведениях различных видов искусства нашла отражение трагедия Шекспира
«Ромео и Джульетта»?
7. О
какой книге и почему Вы могли бы сказать словами поэта В. Бокова «Книга –
учитель, книга – наставница, книга – близкий товарищ и друг…»?
8. Выполните
комплексный анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого.
10 клас
1. Прочитайте
стихотворение в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева.
Во дни сомнений,
во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и
опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя –
как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить,
чтобы такой язык не был дан великому народу!
(Июнь 1882 г.)
·
Можно ли считать это стихотворение гимном русскому
языку? Как Вы относитесь к словам И.С. Тургенева? Ответ обоснуйте.
·
В чем особенности избранного автором жанра?
·
Какую роль в этом тексте играют предложения с
однородными членами и обращением? В чем специфика пунктуации текста?
2. Определите,
какими частями речи являются слова
а) троечник,
б) тройка,
в) трижды, г) тройной,
д) утроить, е) трое,
ж) третий,
з) втроем.
3. Какова
роль пейзажа в художественном произведении? Ответ проиллюстрируйте примерами.
4. Продолжите
3 примерами ряд – заглавия литературных произведений, содержащие характеристику
лица:
«Бедные люди»
Ф.М. Достоевского, «Пышка» Ги де Мопассана, «Чудик» В. Шукшина, ...
Назовите авторов этих произведений.
5. Напишите
сочинение на одну из тем:
·
«Читая Пушкина, мы превосходным образом
воспитываем в себе человека» (В.Г. Белинский)
·
Пагубная власть денег (по произведениям русской
и зарубежной литературы)
·
Я открываю для себя волшебный мир искусства
6. Дайте
определение литературоведческого понятия эпиграф.
Как он оформляется на письме? Приведите пример.
7. Найдите
«четвертое лишнее» в каждом из рядов.
А а)
«Гамлет» б) «Гобсек» в) «Отелло»
г) «Макбет»
Б а) Соня Мармеладова б) Родион Раскольников в) Петя Трофимов г) Лужин
В а) Грин б) Пешков
в) Горький г) Вересаев
8. Выполните
комплексный анализ стихотворения Николая Рубцова.
11 клас
1. Чем
объясняется различие в написании слов пирожное и мороженое?
2. Найдите
«четвертое лишнее» в каждом из рядов:
А а)
списать б) сделать в) сдать г) сбить
Б а)
подводы б) сани в) телеги г) машины
В а)
запятая б) точка в) дефис г) тире
3. Какие
существительные в пяти падежах (единственного и множественного числа) имеют
одинаковое окончание? Ответ подтвердите примерами.
4. Перепишите
текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие
знаки препинания
Что (бы) любить и
защищать родную культуру достаточно может быть родит...ся в своей стране, среди
своего народа и так сказать впитать нац...ональные чувства с молоком матер...
Что (бы) любить и защищать родную
культуру другого народа нужно обл...дать самому высочайш...й и широчайш..й
культурой.
Что
(бы) защищать и сохр...нять свою культуру достаточно быть ру(с, сс)ким, грузином,
немц...м, итальянц...м, испанц...м.
Что (бы)
сохр...нять культуру другого народа надобно быть (н...) мен...ше чем человеком (В.
Солоухин).
Аргументированно
выскажите свое отношение к позиции писателя Владимира Солоухина.
5. Опишите
человека, которого можно охарактеризовать одним из фразеологизмов (по выбору):
·
тепличное
растение; • Фома неверующий; • волк в овечьей шкуре.
6. Соотнесите
географические названия и связанных с ними русских писателей:
7. Объясните
смысл высказывания, авторство которого приписывается А.П. Чехову: «Если в начале пьесы на стене висит ружье,
то (к концу пьесы) оно должно выстрелить».
8. Узнайте
литературную героиню:
·
она была избранницей главных героев произведения
·
предложила влюбленному в нее молодому человеку
поцеловать вместо себя куклу
·
в доказательство любви и преданности приложила к
руке раскаленную линейку
·
не умела писать писем, потому что не могла
«выразить в письме правдиво хоть тысячную долю того, что привыкла выражать
голосом, улыбкой, взглядом»
·
любила восхищаться собой от третьего лица
·
лунной ночью выразила желание улететь в
поднебесье
·
собиралась тайно обвенчаться
·
на святцы оделась гусаром
·
пустилась в пляс под народную песню
·
каждый человек вызывал у нее определенные
цветовые ассоциации
·
уговорила родителей отдать подводы раненым при
отъезде из Москвы.
9. Назовите
произведения русской литературы (не менее трех), в которых звучит тема Украины,
и их авторов.
10. Выполните
комплексный анализ стихотворения С.Я. Маршака «Словарь».
|
Коментарі
Дописати коментар