Готуємося до олімпіади

Завдання
 
І етапу олімпіади з російської мови та літератури
8
клас
Задание 1.  Напишите сочинение на одну из тем:

- «Литература – «ученик жизни». Литература – самовыражение художника. Литература – игра…» Какая позиція вам ближе и почему?

- «Перед выбором пути: что важнее – престиж или призвание?»

                                                                                                     ( 12 баллов)

Задание 2. Соотнесите названия литературных произведений с их авторами.
1 «Алые паруса»

а) Симонов
2 «Жди меня»

б) Гоголь
3 «Хамелеон»

в) Грин
4 «Ночь перед Рождеством»

г) Чехов                 ( 4 балла)

Задание 3. Узнайте произведения по их началу. Назовите авторов.
а)  «Лонгрен, матрос "Ориона", крепкого  трехсоттонного брига, на котором он прослужил десять  лет и к  которому  был привязан  сильнее, чем  иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу».



б)  «Роняет лес багряный свой убор,
      Сребрит мороз увянувшее поле…»

 в)  «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов...».
                                                                                                ( 3 балла)

Задание 4. Какой ряд состоит только из словосочетаний?
а) наш край, бить баклуши, строительство дворца;
б) мы приехали, в окне, очень интересный;


в) постоянное общение, сделал правильно, книжная ярмарка.
                                                                                          (2 балла)



Задание 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

В стороне от мощ... (н,нн)ой булыжником улицы, под сенью груш...вых и алыч...вых деревьев, находилось (не)большое кафе «Пч...лка», где посетителям предл...жили салат из к...рниш...нов, харч..., печ...нку с туш...(н,нн)ой картошкой, копч... (н,нн)ости и борж...ми.
                                                                                              ( 8 баллов)

Задание 6. Составьте диалог с использованием неполных предложений.
                                                                                                    ( 6 баллов)
                                                                                                    ( 35 баллов)



Завдання
 І етапу олімпіади з російської мови та літератури
9 клас

Задание 1. Составьте письменный комментарий стихотворения А. С. Пушкина    «К морю», обращая внимание на такие вопросы:

 1) Каким настроением проникнуто стихотворение?
2) Прокомментируйте образ моря, символом чего оно является?
3) Определите тему, основную мысль.
4) Назовите средства художественной выразительности (с примерами), раскройте их роль.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.                       
                                                                                                        (15 баллов)
Задание 2. Составьте кроссворд на одну из тем: «Русские писатели», «Герои русской литературы», «Литературные жанры».
                                                                                                                (12 баллов)

 Задание 3. Определите род имен существительных, запишите слова в соответствующие колонки.
         Неделя, ветошь, бра, протеже, алоэ, визави, сирота, подмастерье, кофе, неряха, крупье, ханжа, плакса, мозоль, колибри, эсперанто.  
                                                                                                     
(3 балла)
Задание 4. Составьте словосочетания с синонимичными словами, требующими разных падежей зависимого слова.

Уделять внимание ... – обращать внимание ... (учеба); отзыв ... – рецензия ... (статья); предупредить друга ... – предостеречь друга ... (опасность); идентичный ... – сходный ... (оригинал).            (5 баллов)

Задание 5. Какова разница в значении слов-паронимов злой – злостный, невежа – невежда, понятный – понятливый? Введите их в словосочетания.                                                                         
                                                                                                          (3 балла)

Задание 6. Вкаком слове ударение на первом слоге?
                   Щавель, столяр, форзац, корысть.                             (2 балла)
         
                                                                                                     (40 баллов)
                                                                                                          




                 Завдання
 І етапу олімпіади з російської мови та літератури
10 клас

Задание 1. Определите, из какого произведения взят отрывок, кто автор и как зовут героя.

1) «Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький…»
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен…»

2) «Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива…»

3) «Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника».                                                         (3 балла)

Задание 2. Охарактеризуйте литературное направление РЕАЛИЗМ.
1. Что означает в переводе.
2. Когда был окончательно сформирован.
3. В каких странах был популярен.
4. Представители.
5. Его особенности.                                                                     (10 баллов)

Задание 3. Напишите сочинение, в котором вы или поддержите точку зрения автора или опровергнете ее.
         В чем разница между поэзией и прозой? И есть ли она? Поэты оспаривают привилегию составлять особую художественную ценность. Но для меня ясно: между поэзией и художественной прозой не никакой разницы. Это – одно.
                                                                                                         (12 баллов)
Задание 4. Подберите синонимичные фразеологические обороты к фразеологизмам с гулькин нос, во всю прыть, пруд пруди, в тот же миг.
                                                                                                              (3 балла)
Задание 5. Переведите текст на русский язык

Рожі
У склянці, тонко різаній, прозорій, наповненій до самого краю свіжою водою, стояли вони...
Темно-червона, оточена листками, що недбало звисали, горіла пурпурово. Зараз коло неї, мов під охороною маленьких, трохи твердуватих, темно-зелених листків, тулилася блідо-рожева рожа, що тільки наполовину розцвілася... Крайні пелюстки її були напоєні темно-рожевою фарбою, а середні тільки ніби зачервонілися від рожевого подиху...
Коло них стояла біла. Обтулена свіжими зеленими листками, вона сіяла чистотою і пахла так чудово, що зелені листки, стримуючи свій подих, в забутті пили її солодощі (О. Кобилянська).                                     (5 баллов)

Задание 6. Расскажите, выбрав одну из тем, в образной, занимательной форме

а) об отличиях простых и сложных предложений друг от друга;
б) о роли прописных букв;
в) о переходе слов из одной части речи в другую.                     (5 баллов)
                                           
                                                                                                   (38 баллов)







    Завдання
 І етапу олімпіади з російської мови та літератури
11 клас

Задание 1. По характерным признакам определите литературное направление.

1) Модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание конкретного образа, перекличка с минувшими литературными эпохами.

2) Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, выражающее массовое настроение толпы, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее.

3) Авангардистское течение представители которого создавали коллажи из кусков обоев, организовывали скандальные литературные вечера.
                                                                                                                 (3 балла)

Задание 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
«Прав ли был Раскольников, который делил людей на «обычных» и «необычных» и давал последним право на неограниченную свободу? Не опасны ли такие взгляды?»
                                                                                         (5 баллов)
Задание 3. Напишите сочинение на одну из тем:
«Я хочу рассказать вам…»;
«И много чар, и много песен…» (по поэзии серебряного века).      (12 баллов)

Задание 4. Найдите «четвертое лишнее» в каждом из рядов:
А  а) списать       б) сделать       в) сдать          г) сбить
Б  а) подводы       б) сани             в) телеги         г) машины
В  а) запятая       б) точка         в) дефис           г) тире          
(3    балла)



Задание 5. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания
Что (бы) любить и защищать родную культуру достаточно может быть родит...ся в своей стране, среди своего народа и так сказать впитать нац...ональные чувства с молоком матер...
Что (бы) любить и защищать родную культуру другого народа нужно обл...дать самому высочайш...й и широчайш..й культурой.
Что (бы) защищать и сохр...нять свою культуру достаточно быть ру(с, сс)ким, грузином, немц...м, итальянц...м, испанц...м.
Что (бы) сохр...нять культуру другого народа надобно быть (н...) мен...ше чем человеком (В. Солоухин).

Аргументированно выскажите свое отношение к позиции писателя В.  Солоухина.
                                                                                                  (10 баллов)

Задание 6. Опишите человека, которого можно охарактеризовать одним из фразеологизмов (по выбору):

·           тепличное растение;   • Фома неверующий;   • волк в овечьей шкуре.
                                                                                         (5баллов)
                                                                                        (38 баллов)
  

Нові завдання.


Завдання
  з російської мови і літератури
8 клас

1.       В Индии живут индийцы, в Америке индейцы (это название тоже объяснимо, если вспомнить о путешествии Колумба, открывшего Америку в поисках Индии). А где живут индианки?

2.       Какой ряд состоит только из словосочетаний?
а) наш край, бить баклуши, строительство дворца;
б) мы приехали, в окне, очень интересный;
в) постоянное общение, сделал правильно, книжная ярмарка.

3.       Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

В стороне от мощ... (н,нн)ой булыжником улицы, под сенью груш...вых и алыч...вых деревьев, находилось (не)большое кафе «Пч...лка», где посетителям предл...жили салат из к...рниш...нов, харч..., печ...нку с туш...(н,нн)ой картошкой, копч... (н,нн)ости и борж...ми.


4.       Как называют людей с одинаковыми
а) именами?                 б) фамилиями?            в) отчествами?

5.       Аргументированно ответьте на один из вопросов (по выбору).
·       Какой урок я считаю интересным?
·       Чем запомнились мне летние каникулы?
·       Что значит «Делу время – потехе час»?

6.       Соотнесите названия литературных произведений с их авторами.
1 «Мцыри»

а) Беляев
2 «Человек-амфибия»

б) Гоголь
3 «Хамелеон»

в) Лермонтов
4 «Ночь перед Рождеством»

г) Чехов

7.       Укажите литературные источники «крылатых слов».
а) «Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши!»
б) «Есть еще порох в пороховницах».
в) «Да, были люди в наше время...»
8.       Узнайте произведения по их началу. Назовите авторов.
а)  «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!»
б)  «В одной из отдаленных улиц Москвы в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней».
в)  «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов...».

9.       Дайте краткое определение литературоведческого термина композиция. Проиллюстрируйте ответ примером.

10.  Выполните комплексный анализ текста стихотворения Юрия Рыбчинского «Верность».

Гудок парохода, закончился август.
У девочки мальчик, прощаясь,
взял адрес.
А писем все нет, хоть прошел уже год.
И все-таки девочка мальчика ждет.

А он даже имя забыл ее вскоре,
Которое помнят и скалы, и море,
И старый причал, и ночной небосвод.
И все-таки девочка мальчика ждет.

А он уже юноша и на «отлично»
Давно уже учится в вузе столичном:
То трудный экзамен, то сложный зачет.
И все-таки девочка мальчика ждет.

А мальчик давно уже
взрослый мужчина,
Который имеет и дом, и машину,
Жену и собаку, и тыщу забот.
И все-таки девочка мальчика ждет.

А он постарел, стал совсем близоруким
От скучной науки, от бывшей супруги,
От жизни, похожей на злой анекдот.
И все-таки девочка мальчика ждет.

А он вдруг находит потерянный адрес,
А он уезжает в забытый тот август.
И утром встречает его пароход
Седая девчонка, что мальчика ждет.


8 клас
1.       Объедините слова добро, добропорядочный, задобрить, доброжелатель, доброта, доброжелательный, доброжелательница, добропорядочность, добрый, недобропорядочный в ряды, соблюдая последовательность словообразования.

2.       Почему мы пишем объем, но побьем?

3.       Какие знаки препинания могут стоять в начале предложения? Ответ проиллюстрируйте примерами.

4.       Соедините слова из обеих колонок в соответствующие фразеологизмы:
1 кузькина

а) пята
2 маланьина

б) грамота
3 дамоклов

в) кафтан
4 сидорова

г) свадьба
5 ахиллесова

д) коза
6 прокрустово

е) сечение
7 филькина

ж) труба
8 тришкин

з) меч
9 иерихонская

и) мать
10 золотое

к) ложе

Объясните значение двух фразеологизмов (по Вашему выбору).

5.       Назовите жанры произведений:

а) «Мцыри» М.Ю. Лермонтова
б) «Волк и Ягненок» И.А. Крылова
в) «Всадник без головы» М. Рида
г) «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова
д) «Лошадиная фамилия» А.П. Чехова
е) «Береза» С.А. Есенина
ж) «Огниво» Г.Х. Андерсена
з) «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя
6.       В каких произведениях различных видов искусства нашла отражение трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта»?

7.       О какой книге и почему Вы могли бы сказать словами поэта В. Бокова «Книга – учитель, книга – наставница, книга – близкий товарищ и друг…»?

8.       Выполните комплексный анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду  не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!




9 клас

1.       Говорят, что в споре рождается истина. А Л.Н. Толстой в своей книге «Путь жизни» писал: «В спорах забывается истина. Прекращает спор тот, кто умнее». Выразите свое отношение к этим точкам зрения.

2.       Каковы функции многоточия как пунктуационного знака? Ответ проиллюстрируйте примерами.

3.       Каких русских лингвистов вы знаете? Расскажите об одном из них.

4.       Объясните название литературного произведения (одно по выбору).

«Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина
«Алые паруса» А. Грина
«Ревизор» Н.В. Гоголя
«Недоросль» Д.И. Фонвизина
«Капитанская дочка» А.С. Пушкина
«Хамелеон» А.П. Чехова

5.       Чьи это слуги? Назовите хозяев, заглавия произведений и их авторов.

а)  Савельич                               б)  Планше
в)  Осип                                               г)  Балда

6.       Напишите сочинение-эссе «Что помогла мне открыть в жизни и в людях литература?»

7.       Выполните комплексный анализ стихотворения Василия Глушкова.

Лежу в снегу,
в ромашковом снегу,
недалеко от рельс на полустанке.
Скользят лучи по белизне полянки.
Ласкаются травинки к сапогу.

Лежу в снегу,
в ромашковом снегу.
А надо мною бабочка порхает
Живым цветком – красивая такая!
И крылья: лепесточек к лепестку.

Лежу в снегу,
в ромашковом снегу.
Жужжит пчела, нагруженная медом.
И облако дрожит под небосводом.
И синим эхом тает дым в логу.                                                        
                                                         1958



9 клас

1.       Составьте словосочетания с синонимичными словами, требующими разных падежей зависимого слова.

Уделять внимание ... – обращать внимание ... (учеба); отзыв ... – рецензия ... (статья); предупредить друга ... – предостеречь друга ... (опасность); идентичный ... – сходный ... (оригинал).

2.       Выберите строчку, во всех словах которой ударение падает на второй слог:

а)  подошва, звонит, цепочка;
б)  украинский, арбуз, свекла;
в)  квартал, каталог, начать.

3.       Какова разница в значении слов-паронимов злой – злостный, невежа – невежда, понятный – понятливый? Введите их в словосочетания.

4.       Приведите пословицы – русские соответствия – пословиц народов мира:

а)  Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец (вьетнамская)
б)  Сын леопарда тоже леопард (африканская)
в)  И в хорошем огороде есть гнилые овощи (осетинская)

5.       Продолжите тремя примерами ряд заглавий литературных произведений, называющих персонажа: «Обломов» И.А. Гончарова, «Макар Чудра» А.М. Горького, «Рудин» И.С. Тургенева, ...

6.       Узнайте произведение (и назовите фамилию автора) по имени литературного персонажа:
а) Ассоль
в) Герасим
д) Пятница
б) ДАртаньян
г) Маша Миронова
е) Том Сойер

7.       Составьте три вопроса для интервью, которое вы могли бы взять у одного из литературных героев (по выбору). Дайте ответы на них.


8.       Узнайте писателя,
·       настоящее имя которого Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс;
·       трудился на речных пароходах лоцманом, с чем связан и его литературный псевдоним, означающий в дословном переводе «мерка два», то есть: матрос, стоящий на вахте, дает знать лоцману, что в этом месте глубина достаточная и судно не сядет на мель;
·       литературную деятельность начал газетным репортером;
·       стал первым в истории писателем, сдавшим в издательство рукопись, отпечатанную на пишущей машинке;
·       был очень остроумным (вот одна из его известных фраз: «Слухи о моей смерти несколько преувеличены»);
·       персонажам одного из произведений этого автора, двум мальчишкам-проказникам, удалось побывать на собственных похоронах;
·       один из юных героев оказался великолепным организатором безвозмездного трудового процесса;
·       лучшие произведения этого писателя – шедевры мировой детской литературы.

9.       Выполните комплексный анализ стихотворения Натальи Масальской.

Предзимье

Осенние слезы струятся с небес.
Свинцовые воды, потерянный лес
Безропотно долю свою принимают –
Иной не дано, и они засыпают.
Но так незаметно, неуловимо:
И чувства, и страсти –
все мимо и мимо!

Березки без листьев,
лишь черные ветки.
Под ними брусники несобранной метки.
И даже пушистые елки примолкли –
Их тоже зеленые лапки намокли.
Лишь выгнули, хвастаясь,
стройные спинки,
В рубинах своих молодые рябинки.

Кончается радость – кончается горе:
Небесная грусть успокоилась вскоре.
В ладошку упала хрустальная капля
Последней слезою в конце октября.
За тучами прячется белая цапля
И снежные перышки чистит не зря...



10 клас

1.       Прочитайте стихотворение в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
                            (Июнь 1882 г.)

·           Можно ли считать это стихотворение гимном русскому языку? Как Вы относитесь к словам И.С. Тургенева? Ответ обоснуйте.
·           В чем особенности избранного автором жанра?
·           Какую роль в этом тексте играют предложения с однородными членами и обращением? В чем специфика пунктуации текста?

2.       Определите, какими частями речи являются слова
а) троечник,  б) тройка,  в) трижды,  г) тройной,
д) утроить,  е) трое,  ж) третий,  з) втроем.

3.       Какова роль пейзажа в художественном произведении? Ответ проиллюстрируйте примерами.

4.       Продолжите 3 примерами ряд – заглавия литературных произведений, содержащие характеристику лица:
«Бедные люди» Ф.М. Достоевского, «Пышка» Ги де Мопассана, «Чудик» В. Шукшина, ...
Назовите авторов этих произведений.

5.       Напишите сочинение на одну из тем:
·           «Читая Пушкина, мы превосходным образом воспитываем в себе человека» (В.Г. Белинский)
·           Пагубная власть денег (по произведениям русской и зарубежной литературы)
·           Я открываю для себя волшебный мир искусства

6.       Дайте определение литературоведческого понятия эпиграф. Как он оформляется на письме? Приведите пример.

7.       Найдите «четвертое лишнее» в каждом из рядов.
А  а) «Гамлет»  б) «Гобсек»  в) «Отелло»  г) «Макбет»
Б  а) Соня Мармеладова  б) Родион Раскольников  в) Петя Трофимов  г) Лужин
В  а) Грин  б) Пешков  в) Горький  г) Вересаев

8.       Выполните комплексный анализ стихотворения Николая Рубцова.

             Январское
Мороз под звездочками светлыми
По лугу белому, по лесу ли
Идет, поигрывая ветками,
Снежком поскрипывая весело.
И все под елками похаживает,
И все за елками ухаживает, –
Снежком атласным принаряживает
И в новогодний путь – проваживает!
А после сам принаряжается,
В мальчишку вдруг преображается
И сам на праздник отправляется:
– Кому невесело гуляется? –
Лесами темными и грозными
Бежит вперед с дарами редкими,
И все подмигивает звездами,
И все поигрывает ветками,
И льдинки отвечают звонами,
А он спешит, спешит к народу
С шампанским, с музыкой, с поклонами
Спокойно прожитому году;
Со всеми дружит он и знается,
И жизнь в короткой этой праздности
Как будто снова начинается –
С морозной свежести и ясности!

                                                        



10 клас

1.       Какие значения в смысл высказываний вносят местоимения разных разрядов?

а) Отъезжающие со всеми успели проститься.
б) Отъезжающие с каждым успели проститься.
в) Отъезжающие с ним успели проститься.
г) Отъезжающие кое с кем успели проститься.

2.       Подберите синонимичные фразеологические обороты к фразеологизмам с гулькин нос, во всю прыть, пруд пруди, в тот же миг.

3.       Продолжите одну из фраз (на выбор):

·           Кто говорит, что знает все на свете ...
·           Если знания человека не упорядочены ...

4.       Переведите текст на русский язык

Рожі
У склянці, тонко різаній, прозорій, наповненій до самого краю свіжою водою, стояли вони...
Темно-червона, оточена листками, що недбало звисали, горіла пурпурово. Зараз коло неї, мов під охороною маленьких, трохи твердуватих, темно-зелених листків, тулилася блідо-рожева рожа, що тільки наполовину розцвілася... Крайні пелюстки її були напоєні темно-рожевою фарбою, а середні тільки ніби зачервонілися від рожевого подиху...
Коло них стояла біла. Обтулена свіжими зеленими листками, вона сіяла чистотою і пахла так чудово, що зелені листки, стримуючи свій подих, в забутті пили її солодощі (О. Кобилянська).

5.       Расскажите, выбрав одну из тем, в образной, занимательной форме

а) об отличиях простых и сложных предложений друг от друга;
б) о роли прописных букв;
в) о переходе слов из одной части речи в другую.


6.       В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?

а) мотивировать поступок, звонить другу, достойный отца;
б) обрадоваться встрече, обещать о поездке, заведующий аптеки;
в) напомнить за экскурсию, отказ от помощи, напутствовать туристов

7.       «Поступай так, как велит тебе долг человека» (Цицерон). К какому литературному герою и почему вы могли бы отнести эти слова?

8.       Назовите представителей классицизма в русской и мировой литературе (не менее трех).

9.       Выполните комплексный анализ стихотворения Владимира Солоухина.

Вершина формы строгой и чеканной –
Земной цветок: жасмин, тюльпан, горлец,
Кипрей и клевер, лилии и канны,
Сирень и роза, ландыш, наконец.

Любой цветок сорви среди поляны –
Тончайшего искусства образец.
Не допустил ваятеля резец
Ни одного малейшего изъяна.

Как скудно мы общаемся с цветами.
Меж красотой и суетными нами
Лежит тупая жирная черта.

Но не считай цветенье их напрасным,
Мы к ним идем, пречистым и прекрасным,
Когда невыносима суета.
                                                       



11 клас

1.       Чем объясняется различие в написании слов пирожное и мороженое?

2.       Найдите «четвертое лишнее» в каждом из рядов:
А  а) списать       б) сделать       в) сдать          г) сбить
Б  а) подводы       б) сани             в) телеги         г) машины
В  а) запятая       б) точка         в) дефис           г) тире

3.       Какие существительные в пяти падежах (единственного и множественного числа) имеют одинаковое окончание? Ответ подтвердите примерами.

4.       Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания
Что (бы) любить и защищать родную культуру достаточно может быть родит...ся в своей стране, среди своего народа и так сказать впитать нац...ональные чувства с молоком матер...
Что (бы) любить и защищать родную культуру другого народа нужно обл...дать самому высочайш...й и широчайш..й культурой.
Что (бы) защищать и сохр...нять свою культуру достаточно быть ру(с, сс)ким, грузином, немц...м, итальянц...м, испанц...м.
Что (бы) сохр...нять культуру другого народа надобно быть (н...) мен...ше чем человеком (В. Солоухин).

Аргументированно выскажите свое отношение к позиции писателя Владимира Солоухина.

5.       Опишите человека, которого можно охарактеризовать одним из фразеологизмов (по выбору):

·           тепличное растение;   • Фома неверующий;   • волк в овечьей шкуре.

6.       Соотнесите географические названия и связанных с ними русских писателей:
1    Вологда
А    С. Есенин
2   Болдино
Б    А. Пушкин
3   Константиново
В    Н. Рубцов
4   Щелыково
Г    Л. Толстой
5   Спасское-Лутовиново
Д    А. Островский
6   Ясная Поляна
Е    И. Тургенев


7.       Объясните смысл высказывания, авторство которого приписывается А.П. Чехову: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить».

8.       Узнайте литературную героиню:
·           она была избранницей главных героев произведения
·           предложила влюбленному в нее молодому человеку поцеловать вместо себя куклу
·           в доказательство любви и преданности приложила к руке раскаленную линейку
·           не умела писать писем, потому что не могла «выразить в письме правдиво хоть тысячную долю того, что привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом»
·           любила восхищаться собой от третьего лица
·           лунной ночью выразила желание улететь в поднебесье
·           собиралась тайно обвенчаться
·           на святцы оделась гусаром
·           пустилась в пляс под народную песню
·           каждый человек вызывал у нее определенные цветовые ассоциации
·           уговорила родителей отдать подводы раненым при отъезде из Москвы.

9.       Назовите произведения русской литературы (не менее трех), в которых звучит тема Украины, и их авторов.

10.  Выполните комплексный анализ стихотворения С.Я. Маршака «Словарь».

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...».
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.



 9 клас .Прочитати про життєвий і творчий шлях О.С.Пушкіна,законспектувати.Зробити таблицю"Основні мотиви лірики Пушкіна", навести приклади поезій, визначити їх тему, ідею, художні засоби.


Пушкин на Украине

Издавна украинский и русский народы были связаны крепкой дружбой. Еще в 1653 году при Богдане мельницком, было закреплено “Навеки вместе”. Шли годы, и дружба двух братских народов росла и крепла. В концертных залах, со сцен омов культуры звучали слова:
Украины “мовос”, русской речи “слово”,
Вами Родина горда.
Украина и Россия породнились навсегда.
Казалось, этой дружбе не будет конца. Но теперь когда советский Союз распался, республики пошли каждая своей дорогой, нужно напоминать ученикам о том пути, которым шли рука об руку два великих славянских народа, о тех трудностях и радостях, которые делили сообща.
А.С. Пушкин в свое время внес большой вклад в духовную сокровищницу Украины и ее народа. Многие места в Киеве, Днепропетровске, Каменке, Тульчине и других населенных пунктах связаны с его именем.
Вот перед нами стольный Киев-град…
У могилы Искры и Кочубея стоит Пушкин. Кажется, он видит перед глазами ужасные орудия казни, звон мечей, борьбу и коварство, предательство и любовь. В Лавре стоял не тот Пушкин, радостный, звонкоголосый, озорной и веселый, дерзкий и лукавый, каким он был в Кишиневе и Каменке, а Пушкин – историк Украины с ее светлыми и радостными, темными и трагическими сторонами.
Многие стихотворения, написанные Пушкиным, связаны с Украиной, ее людьми, прекрасной природой. вот поэтому творчество великого русского поэта должно, как и раньше, служить связующим звеном, своеобразным мостиком, который бы объединял два славянских народа.
А.С. Пушкин был великим жизнелюбом, гуманистом, умел находить общий язык с дворянином и простолюдином. с человеком любой национальности.
Он запросто входил в цыганские шатры, слушал песни этого вольного племени, плясал вместе с ними. Он не возвышал себя ни перед кем.
И, помня об этом, мы должны учить детей уважать другие народы, строить свои взаимоотношения на принципах любви, согласия, дружбы и взаимопонимания.
Есть имена, известные всему миру. Они звучат сквозь столетия, как великий гимн великому народу, великой земле. Эти имена обладают даром бессмертия.
А.С. Пушкин… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Поэт входит в нашу жизнь в детстве и остается в ней до конца.
Для всех нас А.С. Пушкин – символ правды, неподкупности, бесстрашия, честности: “И неподкупный голос мой был эхом моего народа”. Великий русский поэт – это колодец с чистой ключевой водой, которая утоляет духовную жажду. Для кого-то Пушкин – учитель, помогающий идти по нелегкой дороге жизни. Кто-то видит в нем друга, который никогда не оттолкнет, всегда поможет, даст совет или скажет несколько добрых слов.
Каждый возраст имеет своего Пушкина. В детстве мы зачитывались его сказками.
Вот колдунья ведет в лесную глушь царевну. Мы переживаем, хотим крикнуть: “Не иди, вернись во дворец”.
А как возмущались, видя жадность старухи, ее стремление над всеми властвовать. Мы сердились на покорного старика, выполняющего все ее прихоти, надоедающего золотой рыбке.
Пришла юность, и мы зачитывались стихами Пушкина.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Коротко, сжато и лаконично написано это стихотворение.
В нем выражено чистое человеческое чувство. Каждое слово полно смысла и поэтичности. У поэта нет эгоизма. Хотя чувство его не разделенное, он желает любимой только добра, хочет, чтобы она была счастлива со своим избранником.
Замечательны поэмы, проза Пушкина, а роман “Евгений Онегин” - энциклопедия русской жизни.
Наверное, нет девушек, которые бы не стремились подражать Татьяне, не знали бы ее письма к Онегину наизусть.
Каким же был поэт, сумевший завоевать сердца многих поколений, как сформировался его характер?
Как личность и как поэт А.С. Пушкин сформировался в начале XIXвека. После Отечественной войны 1812 года русское оружие, русский народ принесли свободу народам Европы. Сам же русский народ так и остался закрепощенным. Крестьянин вынужден был ложиться под розги господина, которого он на руках выносил с поля боя.
В России появилось поколение молодых, энергичных, свободолюбивых людей, поставивших себе цель изменить самодержавно-крепостнические порядки в своей стране, ибо считали их варварскими.
А.С. Пушкин принадлежал именно к этому поколению. Он считал крепостничество позорной чертой российской действительности.
Идеалом общественного устройства для Пушкина, как и для будущих декабристов, была конституционная монархия, верховенство справедливого закона над народом и над царем. Личная свобода каждого неотделима от свободы народа: “Свободною душой закон боготворить…”
В стихотворении “Лицинию” поэт предупреждает царя: “Свободой Рим возрос, а рабством погублен”.
Голос поэта, считал Пушкин, должен звучать в защиту простого человека, его чести и достоинства, указывать на то, что главная причина общественного бедствия – крепостное право, “барство дикое”. Поэт поражен зрелищем рабства, беззакония и несправедливости, которые царили в деревне.
А.С. Пушкин, конечно, не призывал к революции, к немедленному свержению царского самодержавия.
Говоря о своей ненависти к тиранам, поэт верит, что цари могут освободить народ:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народа вольность и покой.
Может быть, цари не знают, что происходит у них в государстве, а придворные льстецы скрывают от них истину, не говорят о тех беззакониях, которые творятся за стенами их дворцов?
Ведь цари – тоже люди, способные любить, страдать…
А.С. Пушкин был глубоко убежден, что насилие может породить еще большее тиранство. Значительно позже поэт скажет: “Не приведи, Бог, увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”.
Поэт пишет целый ряд стихов, которые не были напечатаны, но их многие читали и обсуждали, верили в то, что мечты о свободе скоро сбудутся.
Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Он вступил в новую пору своей жизни полным творческих замыслов.
Ему прочили поэтическую славу видные поэты и литераторы: Жуковский, Карамзин, Батюшков, Вяземский. Пушкин ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Он сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией, уничтожении крепостного права.
Безрадостная русская действительность обрела достойного противника в лице Пушкина.
В оде “Вольность” поэт, возвысив свой голос против тиранов, попирающих закон, восклицает:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
В стихотворении “Деревня”, используя антитезу, Пушкин противопоставляет русской природе суровую правду жизни. Поэт клеймит крестьянское право, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”. Политические стихи дополняются эпиграммами на Аракчеева, князя Голицына, Александра I, архимандрита Фотия.
Про Аракчеева он пишет:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И Совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести…
В стихотворении “Сказки” Пушкин высмеивает царя Александра I, который создал “Священный союз” с Австрией и Пруссией для подавления революционного движения в Европе, и не думал осуществлять обещанные им реформы. Все эти обещания – сказки для детей.
Для архимандрита Фотия поэтом написана такая эпиграмма:
Благонравная жена
Душою мужу отдана,
А грешною плотию
Архимандриту Фотию.
Как свидетельствуют современники поэта, его стихи переписывались карандашом на лоскутах бумаги и, как искры, разлетались во все концы Петербурга. До царя и правительства дошли стихи и эпиграммы Пушкина. Александр I упрекал директора лицея Энгельгардта в том, что бывший лицеист наводнил Россию возмутительными стихами. Царь хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки, и лишь вмешательство влиятельных друзей облегчило участь поэта. Он был направлен в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова.
6 мая 1820 года А.С. Пушкин выехал к месту ссылки. О себе и ссылке поэт сказал так:
От суеты столицы праздной,
От хладных прелестей Невы,
От вредной сплетницы молвы,
От скуки, столь разнообразной,
Меня зовут холмы, луга,
Тенисты клены огорода,
Пустынной речки берега,
И деревенская свобода.
П.А. Вяземскому Пушкин писал: “Петербург душен для поэта, я жажду краев чужих; авось полуденный воздух оживит мою душу”. А дальше продолжил: “Что ни говори, век наш не век поэтов”.
По дороге в Екатеринослав, поэт представлял себе своего будущего начальника злым, ворчливым стариком, который будет к нему по любому поводу придираться, искать причины для всевозможных взысканий.
В середине мая 1820 года А.С. Пушкин прибыл в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), который Потемкин задумал как столицу Новороссии. Город больше походил на деревню. Над ним возвышался пышный дворец, готовый вот-вот развалиться. От дворца на 70 верст были видны все изгибы Днепра. С холма до самой реки сбегал тенистый сад.
В живописном беспорядке раскиданы еврейские лачуги на окраине города.
В одной из таких лачуг поселился Пушкин, он же новый чиновник генерала Инзова, главного попечителя о поселенцах южной России.
То место, где поселился Пушкин, назывался Цыганский кут (угол). Неподалеку были раскиданы палатки цыган.
Поэт любил покататься на лодке, искупаться в Днепре. Иногда он стоял на “круче”, любовался Днепром и думал о своей судьбе, о своей будущей жизни, в его душе теснились разные чувства: тревога и любопытство, грусть и освобождение, ощущение покоя и жажда новых впечатлений.
Люди, их говор, песни, гордый характер – все это привлекало поэта, будило в нем интерес к их жизни, стремление побольше узнать о них. Он любил слушать песни цыган, наблюдать за их искрометными танцами, когда в сумерках горели их костры.
Пушкин был очень молод, немного старше наших теперешних одиннадцатиклассников, но это уже был известный поэт. Это ему, когда он в 1820 году написал поэму “Руслан и Людмила”, В.А. Жуковский подарил свой портрет со знаменитой надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”.
Кстати, опасения Пушкина насчет Инзова не оправдались. Иван Никитич был добрейшей души человек. Он полюбил Пушкина за светлый ум, открытость людям, честность, прямоту и благородство. Генерал мог понять порывы юности.
Иногда он урезонивал поэта, когда тот был готов к новой шалости или дуэли. Инзов не обременял поэта службой, по-отцовски относился к молодому, пылкому юноше. Пушкин говорил, что Инзов – завершенный добряк и философ.
Чего стоит забота, с которой он отпустил своего поднадзорного на Кавказ с семейством генерала Раевского. Его сына Александра и дочь Екатерину Пушкин знал еще по Петербургу.
Когда Пушкин, искупавшись в Днепре, заболел, в его лачугу неожиданно зашел с младшим сыном Николаем генерал Раевский. Это его воспел В.А. Жуковский:
Раевский – слава наших дней,
Хвала! Перед рядами –
Он первый, грудь против мечей,
С отважными сынами.
В этом корпусном командире отвага и благородство как бы отдыхали в дни покоя. Он был добр широкой, простой добротой сильного человека, справедливо относящегося к людям. Как отец он был строг, требователен, но это не мешало детям глубоко любить и уважать его.
Как хороша была поездка на Кавказ с милым семейством Раевских! Роса, прохлада, ночи под звездами. Вот откуда в дальнейшем родились строки:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут…
В пути поэт вслушивался в длинные незнакомые песни чумаков:
Ой, полети, галко, ой, полети, чорна,
Та на Дон рыбу iсти,
Ой, принеси, галко, ой, принеси, чорна,
Та от кошового вiстi.
Пока Пушкин путешествовал, набирался сил и новых впечатлений, Инзова перевели в Кишинев, и поэт, полон творческих замыслов, едет к новому месту службы. У него уже рождается замысел написать поэмы “Кавказский пленник” и “Бахчисарайский фонтан”.
Радостно встретил добрейший Иван Никитич загоревшего, веселого и жизнерадостного поэта. От Инзова Пушкин узнал, что командиром дивизии был назначен Михаил Федорович Орлов, его знакомый по Петербургу. Это был молодой генерал, строгий, требовательный и справедливый. От командиров Орлов требовал уважительного отношения к солдатам, заботы о них. “Я прошу господ офицеров крепко заняться своим делом, быть часто с солдатами, внушать им, солдатам, добродетели и возбуждать любовь к Отечеству”, – писал он в приказе по корпусу.
Вот с Михаилом Орловым и подружился Пушкин. Он говорил об этом генерале: “Это чистой воды человек, как бывают бриллианты чистой воды”. Братья Давыдовы приехали  в Кишинев звать Орлова в Каменку на именины Екатерины Николаевны, родоначальницы сначала Раевских, а позже Давыдовых. Орлов дал согласие и пригласил Пушкина. Добрейший Иван Никитич сказал: “с генералом Раевским я тебя отпустил из Екатеринослава и к генералу Раевскому опять отпускаю. Только тогда ты был болен, а теперь остерегайся – не захворай. В Каменке климат опасный”.
И вот новое путешествие. Снова ложилась земля под колеса, мимо пробегали деревья, кружились поля. Пушкин увидел, как катит свои воды Тясмин, то скрываясь в высоких вербах, то снова блестя на просторе. Пушкин знает, что в Каменке будет милое семейство Раевских, прекрасные дочери генерала, которые очень нравятся, каждая по-своему, поэту. Пушкин, загодя, ревнует Екатерину к 26-летнему генералу Михаилу Орлову, который едет свататься. Из семьи Раевских выпархивала самая красивая птичка. Пушкину было грустно.
За этими размышлениями Пушкин и не заметил, как подъехали к дому Давыдовых.
Богатство старухи Давыдовой было столь велико, что однажды, забавляясь, второй ее муж Лев Денисович Давыдов из одних начальных букв принадлежавших ей имений составил фразу: “Лев любит Екатерину” теперь ее внучку Катеньку приехал сватать молодой генерал Михаил Орлов.
У Давыдовых Пушкина и Орлова встретили радушно. гостей было более ста человек. Двенадцать священников служили молебен. Екатерина Николаевна, любимая племянница блистательного князя Потемкина, выступала с той пышностью, которая подобала ей. Она умела поддерживать славу своей державной тезки, матушки Екатерины II.
Под впечатлением богатства в феодальной усадьбе Пушкин, пародируя 10-ую заповедь, не находя в себе зависти к этим земным благам, написал впоследствии:
Обидеть друга не желаю,
И не хочу его села,
Не нужно мне его вола,
На все спокойно я взираю…
На именинах Давыдовой пахнуло тем веком, что отошел, как ей самой казалось, в недалекое прошлое.
А тут, за столами, сидят молодые офицеры. люди иного века, и говорят об освобождении крестьян от крепостной зависимости, о государственном устройстве. Пушкин внимательно прислушивался к их разговорам. Его до глубины души тронул поступок Якушкина, который дал вольную своим крепостным музыкантам, талантливым людям.
Граф Каменский, желая купить их, давал за каждого по две тысячи рублей, но Иван Дмитриевич ответил: “Я людьми не торгую”. Тут же при нем, выдал им вольную.
Но зачем в Каменке столько офицеров? Пушкину ясно, что собрались они не только затем, чтобы поздравить Давыдову с семидесятилетием. Не знает Пушкин, что в декабре 1825 года эти молодые офицеры выйдут на Сенатскую площадь. Но это еще впереди, а сейчас Пушкин – горячий, восторженный, мечтает войти в тайное общество. Какое же было разочарование поэта, какая обида, когда он понял, что друзья скрывают от него сам факт существования тайного общества.
Действительно, Пушкин многого не знал. Не только свататься ехал в Каменку Михаил Орлов. Он недавно был в Тульчине, у П.И. Пестеля, вступил в тайное общество. Он не знал, что через Якушина Орлов получил приглашение на съезд в Москву.
Нам известно, что будущие декабристы так поступили, желая сберечь поэта для России. Но то, что пережил тогда Пушкин, трудно представить. Якушкин вспоминал: “Пушкиин, увидев, что из этого вышла только шутка, встал, раскрасневшись, и сказал со слезами на глазах: “Я никогда не был так несчастлив, как теперь. Я уже жизнь цель мою облагороженную и высокую цель перед собой, и все это была только шутка…”
Но дружба с молодыми поэтами способствовала духовному росту поэта, оказывала влияние на широту его идейных и политических интересов. Друзья понимали, что Пушкин охотно бы вступил в тайное общество. Свои убеждения он высказывал искренно и горячо, резко, прямо и совершенно открыто. Это как раз и было опасно. Он был в Кишиневе на положении полуссыльного и поднадзорного. Следовательно, поэт был на виду у полицейских агентов.
Но время – великий лекарь. Разъехались гости от Давыдовых. У Пушкина времени было много, и он его даром не терял.
Часами рылся поэт в великолепной библиотеке Давыдовых, в которой было много книг по истории, лежали кипами различные документы, четыре тома Татищева, великий свод летописей.
В них поминается и о Тясмине. Пушкин нашел не известные ему до того подробности о плене князя Игоря у половцев и о его бегстве из плена. Он думает о написании “Разбойников”. Еще живя в Екатеринославе, поэт видел, как два брата–колодника бросились в Днепр и поплыли. Они бежали из местного острога и спаслись, добравшись до островка. У него еще тогда родилась мысль написать об этом. Теперь он эту мысль начал осуществлять. Работает поэт и над “кавказским пленником”.
В него он думает ввести стихи, связанные с Марией Раевской. Здесь, в Каменке, когда Раевские приехали сюда из Киева, Пушкин прочитал Марии такие стихи:
Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Там некогда в горах сердечной думы полный
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины всходила ночи тень –
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.
 “Нельзя это печатать, последние строчки”, – глуховато сказала Мария.
Эта девушка оставила в жизни поэта неизгладимый след. “Она была подлинно хороша – той внутренней красотой, которая, светясь внутри, преображает лицо. Глубокие черные глаза ее смотрели на Пушкина с такой прямотой и честностью, что ими нельзя было просто так любоваться. Они говорили о большом и значительном, порой как бы предрекая девочке этой судьбу, исполненную горечи и испытаний”, – писал Я. Волков.
Наверное, Марию представлял Пушкин, когда такие строки ложились на бумагу в 1828 году:
И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной –
Как тополь киевских высот,
Она стройна…
Мысли о Раевских не покидали Пушкина. Генерал Раевский, уезжая из Каменки домой, пригласил Пушкина в Киев. Поэт мечтал побывать в этом славном городе, который он воспел в “Руслане и Людмиле”. Поездка будет, а пока поэт уходит гулять по вечерам по Тясмину, вспоминает море, Марию, думает о своей настоящей и будущей жизни. Душистые розы, солнце и день – все это напоминало ему имя “Екатерины”, сестры Марии.
Однажды Василий Львович, войдя к Пушкину, сказал: “Едем в стольный град Киев, мать городов русских – в твой “златоверхий град”. Пушкин радовался встрече с Раевским и тому, что вот наконец-то увидит воспетый им город.
В пути он услышал песню, которая глубоко запала в душу молодого поэта. Эту песню пел ямщик, совсем молодой парнишка. Была эта песня такая грустная, так проникала в душу, что невольно на глаза набегали слезы:
Из-за горы снежок летить,
А в долине козак лежить.
Накрив очi китайкою,
А нiженьки нагайкою.

Що в головах ворон кряче,
А в нiженьках коник скаче.

Не стiй, коню, надi мною,
Не бий землi нiд собою,
Бо ти землi не доб’ешся,
З моря води не нап'ешся.

Беги, конь, к отцу и матери,
отнеси им тяжелую весть о
сыне, о том, что им его уже
никогда не дождаться

Не плач, мати, не журися,
Бо вже твiй син оженився,
Узяв собi паняночку…
В чистiм полi земляночку…

Нема пiску, нема сходу,
Нема сина iз походу…
Еще долго мелодия реяла в воздухе, а Пушкин думал о себе, о своей судьбе. он на чужбине, молод, полон сил и энергии, но что ждет его в будущем?
На заре путники увидели Киев, золотые купола церквей. С биением сердца переступил поэт порог дома Раевских. Екатерина Николаевна выходит замуж за Михаила Орлова. Пушкин не находит себе места. На бумагу ложатся строки:

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты.
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Киев пленил Пушкина своей красотой, могучим Днепром, закованным крепким льдом, вековыми дубами, высокими и стройными тополями.
Само время было отлито в соборах и колокольнях Киева: древняя Русь, истоки истоков.
Молодой Николай Раевский знал хорошо Киев и сопровождал Пушкина в его прогулках по городу. Поэт посетил Лавру, побывал на могиле Кочубея и Искры. Они были порубаны здесь, в Киеве, 17 июля, 1708 года. И не сказку задумал Пушкин об истории Украины, а поэму об Украине, страшную и прекрасную жизнь. Поэт посетил Софиевский собор, задумалГаврилиаду”, которую начал в Киеве, а закончил в Петербурге.
 Денисом Давыдовым поэт побывал в театре, где играл Щепкин, будучи еще крепостным. В день отъезда из Киева Пушкин вышел проститься с городом. Побывал на Крещатике, Перуновом горбе, Чертовом боремище. А вот и Боричев ввоз, по которому князь Игорь возвращался из плена “к святой Богородице Пирогощей”. В пещерах – прах Нестора-летописца. Поэту припомнился дом Мазепы. Пушкин слышал, что от дома был подземный ход к Днепру. На Подоле стоит скромный домик, где останавливался Петр I – хозяин земли Русской.
Наверное, здесь зародилась у поэта мысль написать “Песнь о вещем Олеге”.
Простившись с Киевом, Пушкин поехал в Каменку, где его на какое-то время охватили тоска и одиночество.
Он твердит стихи о себе:
Один на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист…
Но вот поэт берется за рукопись “Кавказского пленника”. Могучий, легкий, уверенный, он напряженно работал. Вместо тоски рождается свежая, чудесная радость. Рукопись окончена. Пушкин простился с хозяевами, которые так радушно принимали его в Каменке. В апреле 1821 года поэт предстал перед Инзовым в Кишиневе. Генерал заставил молодого человека говеть. Шутливые стихи написал Пушкин по этому поводу:
Я стал умен, я лицемерю –
Пощусь, молюсь и твердо верю,
Что Бог простит мои грехи,
Как государь мои стихи.
В Кишиневе приехал Т.И. Пестель, виделся с Пушкиным. беседовал с ним.
9 апреля 1821 года поэт записал в своем дневнике: “Утро провел я с Пестелем; умный человек во всем смысле этого слова… Он один из самых оригинальных умой, которых я знаю”.
Пушкин живо интересовался политическими событиями. В это время волна революционных выступлений прокатилась на Западе. Поэт узнал о революционных событиях в Испании, в Италии. Когда Александр I посетил Тульчин, на обеде царю подали письмо об аресте Риего. Царь прочитал и тут же сообщил об этом присутствующим. М.С. Воронцов сказал: “Какое счастливое известие, ваше величество”. Много потерял тогда граф в общественном мнении. На этот эпизод Пушкин ответил язвительными стихами “Сказали раз царю”.
В последних строчках он пишет:
Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить
И в подлости осанку благородства.
Поэту хотелось побывать в Тульчине, где была расположена грозная военная сила. Там находились главное командование и штаб. Начальником штаба был Павел Дмитриевич Киселев, в руках которого находилось все управление армией, хотя командующим армией был фельдмаршал Петр Христианович Витгейншетейн.
Городок Тульчин полностью принадлежал графу Потоцкому. Его прекрасная усадьба была расположена в живописном месте. Киселев был женат на дочери Потоцкого.
Однажды поручик Таушев ехал в Тульчин. Он предложил Пушкину съездить с ним в это местечко. Поэту очень хотелось встретиться с Пестелем, поближе с ним познакомиться.
Не предупредив Инзова, Пушкин отправился в путешествие.
В Тульчине поэта приняли радушно. Даже были от него во восторге. Потоцкие его одели и обули. Павел Дмитриевич Киселев очень ласково и мило отнесся к поэту, хотя в 1819 году, летом, пушкин не совсем лестно отозвался о нем в следующих строках:
На генерала Киселева
Не положу своих надежд
Он очень мил, о том ни слова,
Он враг коварства и невежд.

За шумным, медленным обедом
Я рад сидеть его соседом,
До ночи слушать рад его.
Но он придворный: обещанья
Ему не стоят ничего.
В Тульчине встретил Пушкин Сергея Александровича Волконского. Заговорили о Раевских. Поэт заметил волнение, с которым Волконский говорил о Марии, младшей дочери генерала Раевского. не думал тогда Пушкин, что Мария станет женой Волконского, уедет за ним в Сибирь и только через тридцать лет вернется из ссылки вместе с мужем.
Пушкину никак не удается побеседовать с Пестелем. Ведь ради него задумана вся эта поездка. Поэт заметил, что здесь, в Тульчине, все военные очень уважительно относятся к полковнику Пестелю, что он – центр, а вокруг него как бы круг, а товарищи его – касательные к его кругу.
Пестель сам пришел к Пушкину ранним утром, слишком рано, как бы чувствуя, что поэт не спит. Полковника Пестеля очень интересовал вопрос, не предложил ли Волконский Пушкину вступить в тайное общество. Убедившись, что Пушкин ничего об обществе не знает, что ему и намека об этом сделано не было, Пестель успокоился.
Говорили о Михаиле Федоровиче Орлове, который отменил у себя телесные наказания для солдат. Пестель намекнул поэту, что ему Пушкину, надо сберечь себя во благо Отечества, что его талант – великий дар…
Говоря о благородстве, Пестель сказал: “Так и дуэли суть действия благородные, да какой же в них разум?” Пушкин прекрасно понял, почему именно о дуэлях заговорил молодой полковник. Беседуя с ним, Пушкин физически ощутил на себе давление этого ума, похожего на огромную глыбу, сложенную из кристаллов.
Поэт и не подозревал о том, что в двенадцати километрах от Тульчина, в Кирнасовке, есть местная сторожка. Здесь собирались члены тайного общества, которым руководил П.И. Пестель. Недалеко от сторожки – огромный камень, как отшлифованный, кусок гранита. Он и сейчас называется “камень Пестеля”. По преданию, на нем любил сидеть Пестель. Наверное, молодой офицер размышлял о будущем, строил планы, которым так и не суждено было осуществиться.
В пяти километрах от сторожки за селом, на возвышении, будет им же зарыта “Русская правда”, в которой записано все, о чем мечтали члены южного тайного общества, какое политическое устройство в России они хотели бы видеть. После восстания декабристов, после допросов, вероятно, с пристрастием, Пестель укажет место, где лежит “Русская правда”. Он хотел, чтобы потомки знали, за что боролись члены тайного общества.
Это все будет значительно позже. А пока, слушая Пестеля, Пушкин понял, что не зря он, тайком от генерала Инзова, приехал в Тульчин.
Но пора  и возвращаться в Кишинев. Пушкин решил заехать в Каменку, повидать Давыдовых, а, возможно, встретить там Раевских.
Он ехал тем путем, каким шли когда-то дружины Олега и Святослава. Вокруг были степи, широкие и ровные, как сама вечность. Он думал о Пестеле, о беседе с ним.
Заехав в Каменку, не застав там хозяев, Пушкин посидел на берегу Тасмина и поехал в Кишинев, к Ивану Никитичу Инзову.
Когда-то Петр Ильич Чайковский сказал: “Смерть не есть смерть, если память живет среди живых”. Об этом же значительно раньше А.С. Пушкин написал в стихотворении “Памятник”:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
В каменку приезжал и Петр Ильич Чайковкий: там жили его племянники и племянницы.
Его сестра Анна вышла замуж за младшего сына Давыдовых, того, что родился в Сибири, когда его мать Александра Ивановна поехала на каторгу за своим мужем и была объявлена государственной преступницей.
Приезжая в Каменку, великий композитор поселялся в том домике, где когда-то жил Пушкин. Здесь поэт замыслил своего “Онегина”, а Чайковский писал оперу “Евгений Онегин”.
Композитор Чайковский, как и Пушкин, был в Киеве, стоял возле могил Искры и Кочубея в Лавре. Он пришел помолиться, отдохнуть душою в святых местах.
Но вместо тишины в душу вновь проникало беспокойство. Ему, как и Пушкину, уже мерещились ужасные орудия казни, звон мечей, борьба и коварство, предательство и любовь.
Пушкин – не тот радостный, дерзкий и лукавый, каким он был в Каменке, а Пушкин – историк Украины с ее светлыми, радостными и темными, трагическими страницами, каким он был во время создания поэмы “Полтава”, теперь был с ним.
“О, Мария, Мария”... Именно с этой сцены – признания в любви старого гетмана Мазепы юной дочери Кочубея начал Чайковский создавать оперу “Мазепа”.
В гроте, в саду, где (по преданиям) любил сидеть Пушкин, работая над своим “Евгением Онегиным”, теперь Чайковский писал свою оперу “Евгений Онегин”. Стихи Пушкина свободно ложились на музыку. Здесь Чайковский писал свои Украинские симфонии, который триумфально прозвучали в России; блестяще прошла опера “Евгений Онегин”. Стихи и музыка близки друг другу.
Ф. Глинка однажды обратился к Пушкину с такими словами:
О, Пушкин, Пушкин! Кто тебя
Учил пленять в стихах чудесных?
Какой из жителей небесных,
Тебя младенцем возлюбя,
Лелеял, баял в колыбели?..
Великий вклад в духовную сокровищницу Украины внесли Пушкин, Чайковский, Пестель. Украинский народ чтит их память.
Школа №3 в городе Тульчине носит имя А.С. Пушкина. В центре города – памятник великому поэту России. Его стихи и прозу любят на Украине.
В Кирпасовке есть средняя школа им. П.И. Пестеля. Перед школой - бюст этого великого человека, а в школе самый большой, светлый класс на первом этаже отведен под музей П.И. Пестеля, где собраны материалы о его жизни. В Тульчине, на окраине города, до сих пор сохранился домик, в котором жил Пестель. Это – дом-музей. Сейчас он старенький, рядом с ним, несмотря на финансовые трудности, строится большой кирпичный дом, копия старого дома Пестеля.
Пушкина, Чайковского, Пестеля объединила Украина. Как некогда катит свои воды Тясмин и Южный Буг, шелестят у домов старые клены, и грустные ивы склоняют свои ветви к самой воде. Соловьи, свидетели истории, вновь заливаются звонкими голосами.
В своих песнях они несут рассказ о сынах России, которые сумели увидеть и понять Украину, чтобы восславить ее в веках.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу